Учебный центр
ООО МОНОЛИТ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ г.БРАТСК
/// Образовательная лицензия № 11279 от 30.09.2021 /// Аккредитация в МИНТРУД РОССИИ рег. № 8087
ТЕМА 2. Обращение с опасными отходами

8 а.час


Классификация отходов


Классификация отходов проводится для определения оптимальных решений по обращению с ними (сбор, транспортировка, использование, обезвреживание или размещение).
Отходы производства – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образующихся в процессе производства продукции, частично или полностью утративших свое качество и не соответствующих стандартам.
Эти остатки после соответствующей доработки могут быть использованы в качестве сырья или готовой продукции.
Отходы потребления – это изношенные изделия и отработанные материалы, восстановление которых экономически нецелесообразно.
Часть отходов без дополнительной обработки возвращается в производственный цикл. Это так называемые возвратные отходы.
Безвозвратные отходы без дополнительной переработки не могут быть возвращены в производство.
Необходимо отметить, что каждая отрасль промышленности имеет свою собственную систему классификации отходов, а каждый вид хозяйственной деятельности не существует изолированно, так, например, наряду с технологическими отходами на предприятиях имеются отходы потребления и твердые бытовые отходы.
Классификация отходов по агрегатному состоянию имеет значение при выборе технологий сбора, хранения, захоронения и утилизации.
Утилизация отходов предполагает как их непосредственное использование или после определенной обработки, так и уничтожение и обезвреживание.
Виды отходов производства и потребления, используемые непосредственно, а также те, для которых существуют или планируются экономически целесообразные технологические способы переработки, представляют собой вторичные материальные ресурсы. Остальные отходы образуют безвозвратные потери.

Опасные свойства отходов

Порядок обращения с отходами (условия сбора и накопления, способ транспортирования, методы утилизации) зависит от их опасных свойств: токсичности, пожаро- и взрывоопасности, высокой реакционной способности, содержания возбудителей инфекционных болезней.
Опасные свойства отхода устанавливаются в соответствии с требованиями Приложения III к Базельской конвенции или соответствующих государственных стандартов.
Токсичность определяется как способность вызвать серьезные, затяжные или хронические заболевания людей, включая раковые, при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или через кожу.
Химические вещества могут оказывать вредное воздействие на организм человека по-разному.
Острая токсичность имеет место в случаях, когда единовременное воздействие химического вещества, как правило, в больших дозах, приводит к вредным последствиям для организма немедленно или через короткий промежуток времени.
Хроническая или замедленная токсичность имеет место в случаях долговременного воздействия более низких доз, при которых вредные последствия не проявляются в момент первоначального контакта, но наступают позднее, в течение периода воздействия или после его окончания.
Зачастую хроническое воздействие приводит к вредным последствиям только при превышении определенной пороговой дозы. Пожароопасность определяется по соответствующим стандартам, устанавливающим требования по пожарной безопасности и/или по способности отходов: − выделять огнеопасные пары при температуре не выше 60 °С в закрытом сосуде или не выше 65,5 °С в открытом сосуде;
− легко загораться либо вызывать или усиливать пожар при трении;
− самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовозгораться;
− самовозгораться при взаимодействии с водой или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах.

Взрывоопасность – это способность твердых или жидких отходов (либо их смеси) к химической реакции с выделением газов, приводящей к повреждению окружающих предметов.
Высокая реакционная способность определяется содержанием органических производных пероксида водорода.
Содержание возбудителей инфекционных болезней определяется наличием живых микроорганизмов или их токсинов, способных вызвать заболевания у людей или животных.
Экотоксичными являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и/или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.

Классы опасности отходов

В соответствии с законом об отходах производства и потребления (ст. 4.1) по степени негативного воздействия на окружающую среду все отходы подразделяются на 5 классов опасности.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в установленном порядке. Отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды проводится в соответствии с критериями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов РФ № 511 от 15 июня 2001 г., расчетным или экспериментальным методами.
Отнесение отходов к классу опасности расчетным методом осуществляется на основании показателя К, характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на окружающую среду, рассчитанного по сумме показателей опасности компонентов отхода.

При расчете используются следующие первичные показатели опасности компонентов отходов:
− предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества в почве;
− класс опасности в почве;
− ПДК в воде водных объектов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственного назначения;
− класс опасности в воде хозяйственно-питьевого и рыбохозяйственного использования;
− ПДК среднесуточная и максимально разовая в атмосферном воздухе населенных мест;
− ПДК в воздухе рабочей зоны;
− класс опасности в атмосферном воздухе;
− растворимость компонента отхода в воде при 20 °С;
− насыщающая концентрация вещества в воздухе при 20 °С и нормальном давлении;
− коэффициент распределения в системе октанол/вода при 20 °С;
− средние смертельные дозы компонента;
− биологическая диссимиляция;
− персистентность (трансформация в окружающей природной среде);
− биоаккумуляция (поведение в пищевой цепочке). Экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях. Экспериментальный метод используется в следующих случаях:
− для подтверждения отнесения отходов к V классу опасности, установленному расчетным методом;
− при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав;
− при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности отходов, полученного в соответствии с расчетным методом.
Экспериментальный метод основан на биотестировании водной вытяжки отходов.
Если в состав отхода входят органические или биогенные вещества, проводится тест на устойчивость к биодеградации для решения вопроса о возможности отнесения отхода к классу меньшей опасности.
Устойчивость отхода к биодеградации определяется его способностью подвергаться разложению под воздействием микроорганизмов.
Определение класса опасности отходов расчетным методом упрощает процедуру классификации отходов, так как исключает дорогостоящие и длительные экспериментальные методы.
Вместе с тем, метод имеет естественное ограничение, связанное, прежде всего, с тем, что точный состав отходов известен далеко не всегда, а идентификация и количественное определение большого количества вещества требует значительных затрат средств и времени.
Кроме того, ПДК установлены далеко не для всех веществ, которые могут встречаться в отходах.
Деятельность хозяйствующих субъектов, в процессе которой образуются отходы I– IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами.


Паспортизация отходов

На отходы I–IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Паспортизация отходов проводится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальными органами, а также индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых отходы образуются.
Паспорт отхода составляется на основании данных о составе и свойствах этого вида отходов, оценки его опасности и содержит следующую информацию:
− код и наименование отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов;
− компонентный состав;
− наименование процесса, в результате которого образовался отход;
− данные о хозяйствующем субъекте.

Химический или компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма отхода устанавливаются по результатам анализов, выполняемых аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией, а также на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, другой документации.
Паспорт составляется в двух экземплярах, утверждается индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом, в ходе деятельности которого отход образуется, и согласовывается с территориальным органом Росприроднадзора по месту государственной регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица. Копии оформленных в установленном порядке паспортов отходов обязательно передаются исполнителю при заключении договоров о передаче отходов для транспортировки, использования, обезвреживания или захоронения.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства органов власти, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В Российской Федерации на сегодняшний день сформирована единая законодательная и нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в которой четко прослеживаются основные направления государственной политики в данной области.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым 21 декабря 1994 г.
В законе используются следующие основные понятия: Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинили ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Основные опасности и угрозы для населения и территорий носят как природный, так и техногенный характер. Среди природных опасностей наиболее разрушительными являются: наводнения, подтопления, землетрясения, оползни, сели, сильные заморозки. Ежегодно в России происходит 230–250 событий чрезвычайного характера, связанных с природными опасными явлениями.
К техногенным опасностям и угрозам относятся: пожары, взрывы, разрушения сооружений, крушение транспортных средств, эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду.
Следует отметить, что общей характерной особенностью природных и техногенных опасностей и угроз на современном этапе является их взаимосвязанный комплексный характер, выражающийся в том, что одно воздействие может вызывать целую цепочку других, часто более неблагоприятных процессов.
При несоблюдении условий сбора и накопления, способов транспортирования, методов утилизации отходов могут возникнуть чрезвычайные ситуации, связанные с опасными свойствами отходов – их токсичностью, пожароопасностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью, содержанием возбудителей инфекционных болезней. Поражающие воздействия, возникающие при обращении с отходами, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, биологический.
При механическом воздействии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов.
Примерами поражающих факторов механического характера могут быть ударные волны и потоки, воздействие падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.
При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания.
Основные поражающие факторы – пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.
Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в т.ч. продуктов питания, сельскохозяйственного сырья, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов.
Биологическое воздействие возникает вследствие распространения болезнетворных микроорганизмов, токсинов и других биологически опасных веществ.
Оно заключается в заражении организмов, воды, продуктов питания, возникновении инфекционной заболеваемости людей, животных и растений.
Меры защиты населения и территорий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются по двум основным направлениям:
– превентивные меры по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, осуществляемые заблаговременно;
– меры по локализации (ликвидации) уже возникших чрезвычайных ситуаций (экстренное реагирование, т. е. аварийно-спасательные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение ущерба).
Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения утверждены приказом от 28 февраля 2003 г. № 105 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В основе мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (снижению риска их возникновения) и уменьшению возможных потерь и ущерба от них (уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций) лежат конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера.
Планирование предупредительных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях системы.
Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Проектные решения, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий, предусматриваются в проектах строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
В деле предупреждения чрезвычайных ситуаций важная роль отводится общегосударственным, ведомственным и территориальным мерам организационно-экономического характера.
К мероприятиям такого рода в техногенной сфере может быть отнесено декларирование промышленной безопасности объектов, лицензирование деятельности опасных производственных объектов, страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и окружающей среде.
Одной из основных характеристик любой возникающей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера является ее масштаб, который характеризуется, прежде всего, размерами зоны чрезвычайной ситуации.
Как правило, при определении масштаба учитывается также тяжесть последствий, главными составными частями которых являются потери и ущерб.
Масштаб чрезвычайной ситуации предопределяет состав сил и средств, количество привлеченных ресурсов, позволяющих осуществить ликвидацию чрезвычайной ситуации. Главной целью управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах чрезвычайных ситуаций должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств.
Управление работами начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации.
Основными задачами являются:
− сбор данных;
− анализ и оценка обстановки;
− принятие решений и доведение задач до исполнителей;
− организация взаимодействия;
− обеспечение действий сил и средств.
Мероприятия по защите населения и территорий при авариях на химически и биологически опасных объектах проводятся в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эти планы разрабатываются органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций всех уровней с участием заинтересованных организаций. Основными мероприятиями химической защиты, осуществляемыми в случае возникновения аварии, являются:
− обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;
− выявление химической обстановки в зоне аварии;
− соблюдение режимов поведения на зараженной территории, норм и правил химической безопасности;
− обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;
− эвакуация населения, при необходимости, из зоны аварии и зон возможного химического заражения;
− ликвидация химического заражения.
Медико-биологическая защита включает меры по предотвращению и снижению тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадавшим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия при возникновении чрезвычайных ситуаций биологического характера.
Она достигается:
− своевременным обнаружением угроз и возникновения эпидемий, эпизоотий, очагов заражения биологического характера;
− своевременным оказанием всех видов медицинской помощи пораженным (больным);
− проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических защитных мероприятий;
− контролем состояния внешней среды, зараженности продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;
− заблаговременной подготовкой медицинских формирований, обучением населения приемам и способам оказания медицинской помощи пораженным, само- и взаимопомощи и др.
Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям.

Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.
Как назначить ответственного за организацию работы в области обращения с опасными отходами
В каких организациях назначить. Во всех организациях, где образуются опасные отходы. Например, ртутные лампы, замасленный обтирочный материал.
Кого назначить. Сотрудника, который прошел обучение и получил свидетельство на право работы с отходами I–IV классов опасности (ст. 15 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Что включить в документ. Разработайте и утвердите приказ о назначении ответственного за организацию работы в области обращения с опасными отходами. Укажите в приказе ответственных и их зоны ответственности. Например, укажите ответственного по обращению с опасными отходами в части ведения процедур, связанных с документированными, в том числе паспортизованными.

Made on
Tilda