Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду
Установление экологических нормативов обеспечивает государственное регулирование воздействия на окружающую среду, сохранение благоприятной окружающей среды и экологическую безопасность.
Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду.
В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.
Предельно допустимая концентрация – это максимальная концентрация вредного вещества в единице объема (воздуха, воды) или массы (пищевых продуктов, почвы), которая при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.
Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Обоснованию гигиенических нормативов предшествуют многоплановые комплексные исследования.
При таких исследованиях используются самые современные методы, разработанные в биологии и медицине.
Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее – об относительности наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ.
Достаточно вспомнить о том, что в 1950 гг. дуст (ДДТ) считался безопасным для человека инсектицидом и широко рекламировался для использования в быту.
Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК) – полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2–3 года.
Для ВДК в воздухе и воде употребляется также термин ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ), а для ВДК в почве – ориентировочная допустимая концентрация (ОДК).
Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность.
Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы.
К научно-техническим относятся нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и НДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарногигиенического нормирования.
Научно-техническое нормирование предполагает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву.
Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав.
Зафиксированное превышение величин ПДК в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, хотя, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-технических нормативов (или свидетельством необходимости их пересмотра).
Для обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов хозяйствующим субъектам, в результате деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормирование образования отходов
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Целью разработки проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов является расчет и обоснование нормативов образования отходов и разработка предложений по лимитам на их размещение.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляется на бумажном и магнитном носителях и включает:
− титульный лист;
− аннотацию;
− содержание;
− введение;
− общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
− характеристику производственных процессов как источников образования отходов; − паспорта отходов I–IV класса опасности;
− перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности;
− расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов;
− материально-сырьевой баланс; − схему операционного движения отходов;
− характеристику мест временного хранения (накопления) отходов, обоснование количества их временного хранения (накопления) и периодичности вывоза;
− характеристику имеющихся установок и технологий по переработке и обезвреживанию отходов;
− сведения об объектах размещения отходов;
− сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу;
− сведения о противоаварийных мероприятиях;
− сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
− предложения по лимитам размещения отходов;
− приложения. При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются:
− экологическая обстановка на данной территории;
− предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
− наличие имеющихся технологий переработки отходов.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомитель- ном порядке.
В соответствии с «Порядком разработки и утверждения нормативов и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 г. № 50 (в редакции от 22.12.2010 г.), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с "Отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов".
Таким образом, лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с Отчетностью, предоставленной в текущем году.
При своевременном предоставлении отчетности плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента. Порядок предоставления и контроля отчетности определен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (в ред. Приказ Минприроды РФ от 09.12.2010 г. № 542). Согласно п. 5 «Порядка…» отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В случае если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена отчетность, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 08.11.2011 г.).