Учебный центр
ООО МОНОЛИТ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ г.БРАТСК
/// Образовательная лицензия № 11279 от 30.09.2021 /// Аккредитация в МИНТРУД РОССИИ рег. № 8087
ТЕМА 3. Нормирование и лимитирование размещения отходов. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду

10 а.час


Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду


Установление экологических нормативов обеспечивает государственное регулирование воздействия на окружающую среду, сохранение благоприятной окружающей среды и экологическую безопасность.
Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду.
В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.
Предельно допустимая концентрация – это максимальная концентрация вредного вещества в единице объема (воздуха, воды) или массы (пищевых продуктов, почвы), которая при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.
Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Обоснованию гигиенических нормативов предшествуют многоплановые комплексные исследования.
При таких исследованиях используются самые современные методы, разработанные в биологии и медицине.
Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее – об относительности наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ.
Достаточно вспомнить о том, что в 1950 гг. дуст (ДДТ) считался безопасным для человека инсектицидом и широко рекламировался для использования в быту.
Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК) – полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2–3 года.
Для ВДК в воздухе и воде употребляется также термин ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ), а для ВДК в почве – ориентировочная допустимая концентрация (ОДК).
Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность.
Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы.
К научно-техническим относятся нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и НДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарногигиенического нормирования.
Научно-техническое нормирование предполагает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву.
Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав.
Зафиксированное превышение величин ПДК в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, хотя, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-технических нормативов (или свидетельством необходимости их пересмотра).
Для обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов хозяйствующим субъектам, в результате деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормирование образования отходов

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Целью разработки проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов является расчет и обоснование нормативов образования отходов и разработка предложений по лимитам на их размещение.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляется на бумажном и магнитном носителях и включает:
− титульный лист;
− аннотацию;
− содержание;
− введение;
− общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
− характеристику производственных процессов как источников образования отходов; − паспорта отходов I–IV класса опасности;
− перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности;
− расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов;
− материально-сырьевой баланс; − схему операционного движения отходов;
− характеристику мест временного хранения (накопления) отходов, обоснование количества их временного хранения (накопления) и периодичности вывоза;
− характеристику имеющихся установок и технологий по переработке и обезвреживанию отходов;
− сведения об объектах размещения отходов;
− сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу;
− сведения о противоаварийных мероприятиях;
− сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
− предложения по лимитам размещения отходов;
− приложения. При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются:
− экологическая обстановка на данной территории;
− предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
− наличие имеющихся технологий переработки отходов.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомитель- ном порядке.
В соответствии с «Порядком разработки и утверждения нормативов и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 г. № 50 (в редакции от 22.12.2010 г.), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с "Отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов".
Таким образом, лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с Отчетностью, предоставленной в текущем году.
При своевременном предоставлении отчетности плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента. Порядок предоставления и контроля отчетности определен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (в ред. Приказ Минприроды РФ от 09.12.2010 г. № 542). Согласно п. 5 «Порядка…» отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В случае если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена отчетность, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 08.11.2011 г.).
Made on
Tilda