Учебный центр
ООО МОНОЛИТ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ г.БРАТСК
/// Образовательная лицензия № 11279 от 30.09.2021 /// Аккредитация в МИНТРУД РОССИИ рег. № 8087
ТЕМА 4. Информационное обеспечение обращения отходов. Государственный кадастр отходов

8 а.час



Государственный кадастр отходов


Государственный кадастр отходов (далее кадастр) предназначен для системы управления и государственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления на территории Российской Федерации.
Кадастр разработан на основе Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведении паспортизации опасных отходов».
Кадастр является сводом данных об отходах производства и потребления, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, и состоит из трех самостоятельных разделов:
− федеральный классификационный каталог отходов (ФККО);
− государственный реестр объектов размещения отходов;
− банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе.
Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.
Ведение государственного кадастра отходов осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы.
Кадастр формируется на основании сведений о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, предоставляемых в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами. Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 г. № 786 и представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду.
Каждому виду отходов присваивается тринадцатизначный код, который определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки.
Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода. Девятая и десятая цифры предназначены для кодирования агрегатного состояния и физической формы.
Одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств. Тринадцатая цифра обозначает класс опасности для окружающей природной среды. Государственный реестр объектов размещения отходов содержит систематизированные и обобщенные данные о специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах, шламохранилищах, хвостохранилищах, отвалах горных пород).
Внедрение технологических процессов использования и обезвреживания отходов производства и потребления является одним из основных принципов уменьшения их вредного воздействия на окружающую природную среду и экономического регулирования в области обращения с отходами.
Информация для формирования банка данных технологий использования и обезвреживания отходов предоставляется владельцами и разработчиками технологий и должна распространяться среди собственников отходов.

Федеральное государственное статистическое наблюдение

в области обращения с отходами

Статистическое наблюдение – это начальная стадия экономико-статистического исследования.
Она представляет собой научно организованную работу по сбору массовых первичных данных.
Использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, может служить основой для принятия управленческих решений.
Удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в объективной и полной информации – главная задача Федеральной службы государственной статистики.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).
Госкомстат России осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои структурные подразделения. Комитет, его территориальные органы и находящиеся в ведении Комитета организации составляют федеральную систему государственной статистики.
Госкомстат разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации федеральную программу статистических работ, которая формируется на основе предложений органов власти и других пользователей статистической информации.
Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов первичных статистических данных по формам государственной статистической отчетности.
Органы государственной власти, местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представлять документированную информацию в Государственный комитет Российской Федерации по статистике и другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение федеральной программы статистических работ.
Основными требованиями при представлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность.
Состав и методология исчисления показателей, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.
Ответственным за представление статистической информации являет- ся руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ответственность за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности по законодательству РФ возможна в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение, выразившееся в непредоставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков предоставления отчетов, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания – в виде штрафа в размере от восьмикратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Государственное статистическое наблюдение в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Приказом Росстата от 28.01.2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления». Этим приказом утверждена и введена в действие годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства (респонденты) предоставляют отчет в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.
Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.
Отчет составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I–IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
Сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511.
Все показатели, характеризующие количество отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой – для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (т. е. с точностью до килограмма) – для отходов I, II и III классов опасности.

Учет в области обращения с отходами

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (Ст. 19), индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721. Материалы учета используются при:
− проведении инвентаризации отходов;
− подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
− ведении федеральных статистических наблюдений;
− расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.
Учет ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:
− технической и технологической документации;
− бухгалтерской документации;
− актов приема-передачи;
− договоров.
Учету подлежат все виды отходов I–V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Данные учета оформляются таблицах по утвержденному образцу в письменном и/или электронном виде.
Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала) и должны храниться в течение 5 лет.
Система учета обращения с отходами на предприятии является частью системы производственного экологического контроля.
Организация системы учета включает разработку и утверждение документации по обращению с отходами и разработку процедур текущего учета и отчетности.
Документирование системы состоит их следующих этапов:
− разработка и утверждение распорядительных документов по вопросам распределения функций и ответственности за деятельность в области обращения с отходами (включая учет и контроль);
− разработка и утверждение документации предприятия по учету в области обращения с отходами (включая разработку нормативов образования и лимитов размещения отходов); − оформление паспортов на отходы I–IV класса опасности;
− регистрация объектов размещения отходов в государственном реестре;
− получение разрешительных документов на транспортировку и размещение отходов;
− подготовка, оформление и подписание договоров на прием-передачу отходов с целью их размещения или использования;
− получение лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности;
Необходимость разработки и ведения того или иного вида документации зависит от характера деятельности предприятия.
Организационные документы производственного экологического контроля при обращении с отходами в общем случае включают в себя:
− порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на предприятии;
− приказ о назначении ответственного за допуск работников к работе с отходами I– IV класса опасности;
− приказы о назначении лиц, допущенных к работе с отходами и о направлении их на обучение или переподготовку;
− договора на размещение отходов, на прием отходов от других организаций;
− документы, подтверждающие выполнение договоров (акты выполненных работ, платежные документы, товарно-транспортные накладные и т. д.);
− свидетельство о регистрации объектов размещения отходов в государственном реестре; − планы мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
− документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с отходами; − порядок (инструкции) по обращению с отходами производства и потребления на территории предприятия;
− должностные инструкции;
− правила сбора и накопления, условия размещения отходов;
− инструкция по технике безопасности, противопожарной профилактике и производственной санитарии для персонала, занятого сбором, тарой-упаковкой, накоплением, подготовкой отходов к перемещению и размещением отходов;
− порядок отчетности подразделений предприятия по обращению с отходами перед экологической службой предприятия (формы и сроки).

К основным процедурам первичного учета относятся:
− инвентаризация источников образования отходов, объектов временного хранения (накопления), обезвреживания и использования отходов;
− текущий учет отходов.

Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, образующиеся на предприятиях и в организациях, и поступившие от сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сырье, материалы, пришедшие в негодность в процессе хранения, перевозки и т. д.
Перечень отходов, подлежащих учету, устанавливается по результатам инвентаризации источников образования отходов.
Инвентаризация источников образования отходов проводится по каждому подразделению предприятия отдельно.
По итогам инвентаризации для каждого подразделения и предприятия в целом определяется перечень отходов, подлежащих:
− текущему учету;
− паспортизации;
− раздельному сбору для целей дальнейшего использования и размещения. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится с целью получения достоверной информации об объектах размещения отходов, фактических количествах отходов в местах их хранения или захоронения и оценки условий размещения.
Данные инвентаризации используются при разработке схемы движения отходов на территории предприятия.
Процедура инвентаризации объектов обезвреживания или использования отходов проводится в целях снижения количества размещаемых отходов и их максимального вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья. Инвентаризацию проводят предприятия, в процессе хозяйственной деятельности которых отходы обезвреживаются или вторично используются.
В инвентаризационную ведомость рекомендуется вносить следующую информацию:
− наименование объекта обезвреживания и/или использования отходов;
− место расположения объекта;
− назначение объекта;
− наименование технологии или способа (метода) обезвреживания и/или использования отхода;
− перечень отходов, поступающих на обезвреживание и/или использование;
− мощность объекта по каждому обезвреживаемому и/или используемому отходу;
− перечень продукции, полученной с использованием отходов;
− наличие сертификата на продукцию, полученную из отходов;
− перечень вторичных отходов.
Первичная учетная документация содержит сведения о фактических количествах образующихся отходов, их сборе, переработке, передаче сторонним организациям для использования или захоронения.
Такая документация используется для:
− разработки проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов;
− подготовки материалов обоснования намечаемой деятельности при обращении с отходами для получения лицензии и других разрешительных документов;
− разработке мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду, в том числе по ресурсосбережению;
− определения платы за размещение отходов производства и потребления.
Для предприятий, имеющих объекты (установки, цеха и пр.) по обезвреживанию или использованию отходов, рекомендуется разработать следующие документы:
− порядок приема отходов на обезвреживание или использование;
− требования к отходам, которые могут быть обезврежены или использованы на данном объекте;
− инструкцию по технике безопасности, противопожарной профилактике и производственной санитарии для персонала, занятого приемом, обезвреживанием и/или использованием отходов;
− журнал текущего учета отходов, поступающих на обезвреживание или использование.
В журнале отражают следующую информацию:
− наименование отхода, поступившего на обезвреживание и/или использование;
− реквизиты поставщика и сопроводительного документа;
− дата приема отхода;
− количество отхода, поступившего на обезвреживание и/или использование;
− наименование вторичного отхода, образовавшегося в процессе обезвреживания и/или использования;
− количество вторичного отхода после обезвреживания и/или использования;
− инвентарный номер объекта размещения вторичных отходов (если отход разместили на собственной территории);
− реквизиты потребителя вторичного отхода;
− количество (в тоннах) вторичного отхода в партии, отправленного потребителю отходов;
− номер договора, номер накладной.
При подготовке, оформлении и подписании договоров на передачу отходов с целью размещения, обезвреживания и использования необходимо учитывать, что отходы производства и потребления являются объектами права собственности согласно Закону РФ «Об отходах производства и потребления».
Право собственности принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, а также продукции, в результате использования которых эти отходы образовались.
Собственник несет ответственность за соблюдение действующих правовых норм.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I–IV классов опасности вправе отчуждать их в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Если предприятие собирается размещать отходы на объекте, который не является его собственностью (не передан ему во владение или пользование), то сделать это можно только при наличии договора с администрацией того объекта, на который предприятие собирается вывезти отходы.
Копии договоров на размещение отходов предоставляются в территориальные органы Росприроднадзора при подаче заявок на получение лимитов на размещение отходов.
На договорной основе должна производиться передача отходов на обезвреживание или использование отходов.
В этом случае в договоре рекомендуется оговорить:
− сроки передачи отходов на обезвреживание или использование;
− требования к подготовке отходов для сдачи на обезвреживание или использование;
− сохранение или передачу прав собственности поставщика отходов.
Если предприятие не может обеспечить самостоятельный вывоз отходов к местам размещения, обезвреживания, использования, то между предприятием и организацией, занимающейся вывозом отходов, оформляется договор.
При наличии на предприятии арендаторов при оформлении договоров об аренде следует включить пункт об ответственности арендаторов за безопасное обращение с отходами (сбор, накопление, транспортирование, учет и пр.).
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией на магнитном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
В состав отчетности входит баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период. Баланс включает данные о массах (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных, полученных, размещенных на собственных объектах хранения/захоронения отходов, накопленных отходов, сгруппированных по каждому виду.

Информационное обеспечение основных групп населения

в области обращения с отходами

Современный этап развития общества определяет острую необходимость формирования экологического типа мышления, экологизации всех сфер человеческой деятельности.
Как показывает российский и зарубежный опыт, реализация комплекса мер, направленных на усовершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, невозможна без участия как руководителей производства, ученых и специалистов, так и жителей.
В «Повестке дня на XXI век» – программном плане действий, принятом Организацией Объединенных Наций с целью устойчивого развития в XXI веке – отмечено, что одним из обязательных условий для достижения устойчивого развития является обеспечение участия широких слоев населения в процессе принятия решений.
Это означает, что отдельные лица, группы и организации должны участвовать в процессе оценки воздействия на окружающую среду и быть информированы о экологически значимых решениях, а также участвовать в их принятии.
Население должно иметь доступ к информации, относящейся к окружающей среде и развитию, включая информацию о продукции и видах деятельности, которые фактически оказывают или могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду, а также информацию о мерах по охране окружающей среды.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 71) говорится о том, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов; а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации туризма.
Развитие системы экологического образования на территориях субъектов РФ относится к полномочиям органов государственной власти в области охраны окружающей среды.
С целью внедрения передового опыта и новых технологий в области обращения с отходами и развития переработки вторичного сырья необходимо регулярно организовывать и проводить конференции, «круглые столы», выставки соответствующей тематики.
Для эффективного решения проблемы отходов необходимо, чтобы население осознавало тот факт, что безответственное отношение к отходам производства и потребления наносит значительный ущерб окружающей среде и приводит к серьезным рискам санитарно-гигиенического характера.
Необходимо развитие непрерывного экологического образования, ориентированного на развитие навыков рационального природопользования, внедрение передовых методов обращения с отходами. Без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения невозможно организовать раздельный сбор отходов.
Нужно довести до каждого жителя информацию о том, какие экологические и экономические результаты дает раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнеры, чем отличаются контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов и т. д.).
Для обучения населения грамотному обращению с отходами целесообразно создание научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов.
Осознание жителями своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении позволяет сделать раздельный сбор бытовых отходов наиболее полным и эффективным.
Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности грамотного решения проблемы обращения с отходами, образующимися в процессе производства, либо идут на поводу сиюминутных экономических интересов и избавляются от отходов наиболее дешевым способом, нарушая требования по обращению с отходами.
Для улучшения ситуации помимо жесткого контроля необходимо вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию у них грамотного и ответственного подхода к обращению с отходами.
Одним из решающих факторов снижения негативного воздействия на окружающую среду является профессионализм руководителей и работников предприятий, деятельность которых связана с обращением с отходами.
Более 80 % аварий и происшествий, приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, происходит из-за слабой подготовки специалистов различного уровня.
Поэтому высокая квалификация руководителей и специалистов является обязательным 50 условием для снижения экологических рисков, связанных с обращением с отходами.
Не меньшая ответственность лежит и на лицах, занимающих выборные должности, ответственных административных работниках и аппарате органов местного самоуправления.
Согласно Закону «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие экологически значимых решений, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Персонал и руководящие работники предприятий, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также предприятий, обеспечивающих сбор отходов и эксплуатацию полигонов, должны получить соответствующую подготовку, необходимую для решения задач экологической безопасности, технической эффективности и экономической целесообразности.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами.
Ответственность за допуск их к работе несет соответствующее должностное лицо организации.
Made on
Tilda