Учебный центр
ООО МОНОЛИТ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ г.БРАТСК
/// Образовательная лицензия № 11279 от 30.09.2021 /// Аккредитация в МИНТРУД РОССИИ рег. № 8087
ТЕМА 6. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами

8 а.час



Плата за размещение отходов

Одним из основных принципов охраны окружающей среды в Российской Федерации является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также размещение отходов.

Платежи предназначены:

− для возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия загрязняющих веществ; − стимулирования снижения воздействия в пределах нормативов;

− стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.

В настоящее время порядок исчисления и взимания платежей за загрязнение окружающей среды определяется на основании:

− Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды»;

− Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ;

− Постановления Правительства Российской Федерации № 632 от 28.08.1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; − Постановления Правительства Российской Федерации № 344 от 12 июня 2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Плата за загрязнение окружающей среды взимается с действующих предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации (далее – плательщики).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все организации и физические лица, которые при осуществлении любых видов деятельности пользуются окружающей средой, в том числе и арендаторы источников загрязнения.

Плата взимается с плательщиков за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

− выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

− сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

− размещение отходов;

− другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

Внесение платы не освобождает плательщиков от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, а также уплаты штрафных санкций за административные правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Устанавливаются следующие виды нормативов платы:

− за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

− за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Размер платы определяется как сумма плат за загрязнение:

− в размерах, не превышающих установленные предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов;

− в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);

− за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

При загрязнении окружающей среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

Предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:

− базовые нормативы платы;

− дифференцированные нормативы платы, учитывающие экологическую ситуацию в соответствующем регионе.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения, а также уровня цен, действующих на момент установки базовых нормативов.

Действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов определены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию.

Эти коэффициенты зависят от степени экологической опасности объектов, либо экологических факторов (состояние атмосферного воздуха, почвы, водных объектов).

Так, нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов должны применяться с использованием двух коэффициентов:

− коэффициента 0,3

– при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, которые оборудованы в соответствии с установленными требованиями и расположены в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;

− коэффициента 0 – при размещении тех отходов, которые подлежат временному накоплению и фактически использованы (утилизированы) в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве.

Такой порядок обращения с отходами должен быть предусмотрен технологическим регламентом.

Коэффициент "ноль" применяется так- же в случае передачи отходов для использования в течение отчетного периода либо одного года с момента образования отходов.

Кроме того, при выбросе загрязняющих веществ в городах применяется также дополнительный коэффициент 1,2.

При определении норматива платы за размещение отходов производства и потребления используется коэффициент экологической ситуации, который учитывает загрязнение почв. Для Западной Сибири этот коэффициент равен 1,2. Согласно пункту 2 указанного постановления для определения платы на особо охраняемых природных территориях, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, территорий, которые находятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Байкальской природной территории, а также зон экологического бедствия применяется еще один дополнительный коэффициент – 2,0. Нормативы платы ежегодно индексируются. Федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов» определено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 г. и в 2005 г., применяются в 2009 г. с коэффициентом соответственно 1,62 и 1,32.

В случае отсутствия у плательщика оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и рассчитывается по аналогичным источникам.

Базой обложения при осуществлении выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты является количество фактически выброшенных (сброшенных) вредных веществ, при размещении отходов – количество фактически размещенных отходов.

Массы загрязняющих веществ и размещенных отходов для исчисления платы определяются плательщиком самостоятельно на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.


Исходными данными для определения фактического количества выбросов (сбросов) и размещенных отходов являются:

− данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной лаборатории, аккредитованной на право проведения аналитических работ;

− данные о расходе топлива, сырья, материалов; − данные о временном режиме работы оборудования за год;

− данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного и водоочистного оборудования;

− нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т. п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;

− нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий.

Впоследствии показатели фактической массы годового выброса (сброса) загрязняющих веществ и размещения отходов отражаются в ежегодной статистической отчетности по форме № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и 2-ТП (отходы).

К сверхлимитным объемам размещения отходов относятся:

− неиспользуемые отходы, которые образуются сверх нормативов (устанавливаются нормами расхода сырья и материалов на производство продукции);

− количество некондиционной продукции, непредусмотренное технологическими регламентами и нормативами;

− количество размещаемых отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.

Внесение платы, в соответствии с действующим законодательством, не освобождает плательщиков от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду имеют неналоговый характер. Отнесение платежей к налоговым или неналоговым означает наличие или отсутствие возможности применения мер принудительного взыскания платежей, начисления пени и приме- нения налоговых санкций.

Тем не менее, несоблюдение порядка уплаты неналоговых платежей может повлечь применение каких-либо административных санкций

– отзыв лицензии, разрешения, наложение административных штрафов. Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляют территориальные органы Росприроднадзора, которые имеют следующие бюджетные полномочия:

− начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе штрафов;

− взыскание задолженности по платежам в бюджет, в том числе штрафов;

− принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе штрафов, и предоставление в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ;

− принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства;

− взыскание задолженности по платежам в бюджет через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

− уведомление плательщиков, судов (мировых судей), судебных приставовисполнителей сведений о реквизитах счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учета доходов, распределяемых между бюджетами бюджетной системы РФ, и других реквизитах, необходимых для заполнения расчетных документов соответствии с порядком, установленным Министерством финансов РФ;

− заполнение (составление) и отражение в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам федерального бюджета, в соответствии с указаниями нормативных правовых актов РФ и Росприроднадзора;

− сверка данных бюджетного учета администрируемых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком и сроками, установленными нормативными правовыми актами РФ и Росприроднадзора;

− уточнение невыясненных поступлений в соответствии с установленным порядком действий администраторов доходов согласно нормативным правовым актам РФ, в том числе Росприроднадзора;

− принудительное взыскание с плательщиков платежей в бюджет, в том числе штрафов по ним, через судебные органы или судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

− исполнение в случае необходимости иных бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.


Страхование в области обращения с отходами

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

Институт экологического страхования применяется для предотвращения и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Отличительной чертой страхования является возможность компенсации непредвиденного чрезвычайного ущерба.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации может осуществляться государственное экологическое страхование.

Страхование дополняет участие государства в компенсации ущерба от экологических катастроф за счет государственных резервов, формируемых на случай чрезвычайных ситуаций. Основными законодательными актами в сфере экологического страхования являются: − Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.94 г.; − Закон РФ № 4015-1 от 27.11.1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; − Закон РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»; − Закон РФ № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Помимо законодательных актов, Правительством Российской Федерации, различными ведомствами принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере.

Экологическое страхование является эффективным инструментом для аккумуляции и перераспределения средств, направляемых на ликвидацию загрязнения окружающей среды, возникающих в результате аварий и катастроф.

Среди страховых услуг, тесно связанных с вопросами обращения с отходами, можно отметить следующие.

Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Данный вид страхования обеспечивает возмещение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей среде, причиненного в результате аварии при эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. Страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности.

Данный вид страхования обеспечивает возмещение вреда личности или имуществу физических лиц, а также вреда, причиненного юридическому лицу, возникшего в результате загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении предприятию имущественных претензий пострадавшей стороной о возмещении ущерба за загрязнение окружающей среды на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым случаем является возникновение ответственности у застрахованного предприятия за причинение вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, в результате аварии или других непреднамеренных действий.

Факторами, влияющими на ставку тарифа и сумму премии по страхованию гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности, являются:

− вид деятельности (отраслевая принадлежность);

− тип производства и виды отходов; − виды риска;

− территория действия договора;

− лимиты ответственности по договору;

− сроки страхования;

− иные факторы, определяющие степень риска.

Развитие экологического страхования должно проводиться одновременно с внедрением экологического аудита, позволяющего оценить реальное состояние объекта страхования и возможные риски природопользователя.


Экологический ущерб при обращении с отходами и исковая деятельность

Вред, причиненный окружающей среде при обращении с отходами, характеризуется негативными изменениями в состоянии окружающей среды, вызванными деятельностью человека.

Эти изменения могут заключаться в загрязнении природной среды, истощении природных ресурсов, повреждении, разрушении экологических систем природы, что в свою очередь причиняет вред или создает реальную угрозу причинения такого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. Как в литературе, так и в законодательстве помимо понятия «вред» используются также понятия «убытки» и «ущерб».

Под вредом понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего или умаление нематериального блага (жизни, здоровья человека и т. п.).

Убытки представляют собой отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершения правонарушения.

Эти отрицательные последствия состоят из двух частей.

Первая выражается в уменьшении наличного имущества потерпевшего и называется реальным ущербом.

Реальный ущерб включает в себя расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества.

Другая часть выражается в несостоявшемся увеличении имущества потерпевшего и называется упущенной выгодой.

Упущенная выгода включает в себя неполученные доходы, которые потерпевшее лицо получило бы, если бы его право не было нарушено.

Под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями, нарушающими личные имущественные и неимущественные права гражданина.

Таким образом, вред – понятие наиболее широкое, включающее в себя помимо реального ущерба еще и другие формы проявления, например, моральный вред.

В Российской Федерации за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем и иных нарушений, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется добровольно либо по решению суда.

На основании решения суда вред окружающей среде может быть возмещен возложением на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. 7.4 Экологический аудит в области обращения с отходами Федеральный закон РФ № 7-ФЗ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды» определяет экологический аудит как независимую комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст. 1).

Целью экологического аудита является содействие хозяйствующим субъектам в организации эффективной природоохранной деятельности.

Экоаудит является удобным и гибким инструментом получения достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия экологически обоснованных решений, как для предприятий и организаций, так и для государственных природоохранных органов.

С учетом международной практики к основным задачам экологического аудита в области обращения с отходами можно отнести:

− получение достоверной информации о порядке обращения с отходами;

− проверку соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;

− снижение экологических и экономических рисков, возникающих при обращении с отходами;

− снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;

− определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия.

Согласно действующему законодательству, аудит может быть добровольным (инициативным) и обязательным.

Инициативный экологический аудит проводится по решению руководства хозяйствующего субъекта или по заказу заинтересованной стороны, если проверка не предусмотрена законодательством, то есть по инициативе самих хозяйствующих субъектов.

Характер и масштабы такой проверки зависят от желания клиента.

В отличие от добровольного, обязательный аудит предусматривается законом.

Обязательный экологический аудит может проводиться по решению органов государственного экологического контроля и экспертизы, суда, арбитража, правоохранительных, природоохранных и других органов при разработке деклараций безопасности промышленных предприятий, осуществлении деятельности, затрагивающей интересы экологической безопасности территории, а также при оценке воздействия на окружающую среду, страховании и лицензировании.

Объем и порядок проведения обязательного аудита установлены органами государственного управления.

Так, обязательный экологический аудит проводится:

− при реализации международных обязательств и соглашений в области охраны окружающей среды;

− при подготовке и обосновании инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования;

− по поручению государственных органов при осуществлении государственного экологического контроля,

− при лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, для обоснования экологической санации предприятий;

− для учета экологических факторов при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

− при реализации процедуры банкротства;

− при проведении обязательного экологического страхования и т. д.

Заключение государственного экологического аудита является юридически обязательным, заключение добровольного экологического аудита является коммерческой тайной.

В практике экологического аудирования, различают внешний и внутренний аудит. Внутренний экологический аудит носит добровольный характер и проводится по инициативе и силами самого предприятия, являясь частью общей системы внутреннего контроля.

Аудиторы являются работниками аудируемого предприятия, и план их работы утверждается руководством.

Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которыми могут быть как государственные организации, так и владельцы средств и фондов.

Основными задачами внешнего аудита, как правило, являются проверка соответствия деятельности предприятия природоохранному законодательству или определение экологических и экономических рисков, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, в частности, при обращении с отходами.

Made on
Tilda