Производственный контроль в области обращения с отходами
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами.
Порядок осуществления контроля юридические лица определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией).
В настоящее время требования, предъявляемые к содержанию Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, на федеральном уровне официально не установлены.
Административный регламент предоставления государственной услуги по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору утвержден Приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 25.07.2012 г. №
Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение:
− соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
− соблюдения в процессе производственной и иной деятельности нормативов образования отходов;
− соблюдения в процессе хозяйственной деятельности принципов рационального использования и восстановления природных ресурсов;
− выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;
− соблюдения природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных разрешительной документацией;
− своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным (сверхлимитным) воздействием отходов на окружающую среду;
− соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический надзор, и органы государственного статистического наблюдения.
Основными задачами производственного контроля в области обращения с отходами являются:
− проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
− контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленных соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т. п.;
− подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;
− предупреждение вреда, наносимого окружающей среде в результате деятельности предприятия;
− контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
− проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
− обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф;
− оперативное и своевременное предоставление необходимой и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
− своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
При осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами регулярному наблюдению подлежат нормируемые параметры и характеристики:
– технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;
– систем удаления отходов;
– объектов временного хранения (складирования) отходов на промышленных площадках; – объектов захоронения отходов (полигонов), находящихся в ведении природопользователя;
– систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении природопользователя.
Порядок должен содержать следующие обязательные разделы:
1. Общие положения
2. Цели и задачи производственного контроля в области обращения с отходами.
3. Общие сведения о хозяйствующем субъекте.
4. Описание системы обращения с отходами на территории хозяйствующего субъекта.
5. Описание объектов, подлежащих производственному контролю в области обращения с отходами, и их характеристики.
6. Контроль соблюдения ограничений негативного воздействия на окружающую среду (экоаналитический контроль) и планы-графики его осуществления.
7. Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами.
В приложение к Порядку включаются копии следующих документов и материалов:
− свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
− паспорта отходов, образующихся на территории хозяйствующего субъекта;
− сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления;
− положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля;
− свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I–IV класса опасности;
− сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю;
− приказ о назначении должностных лиц, ответственных за деятельность по обращению с отходами;
− заключенные договоры с юридическими лицами, на размещение, использование или обезвреживание отходов;
− лицензии юридических лиц, с которыми заключены договоры на размещение использование или обезвреживание отходов; − разработанные инструкции по обращению с различными видами отходов на территории хозяйствующего субъекта.
Государственный надзор в области обращения с отходами
Государственный экологический надзор – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований в области охраны окружающей среды.
Надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.
Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Мероприятия по государственному надзору проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г., № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при его осуществлении.
Законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Основными принципами защиты прав проверяемых хозяйствующих субъектов являются:
− преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
− презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
− открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется, а также информации об организации государственного контроля, о правах и обязанностях контролирующих (надзорных) органов и их должностных лиц;
− проведение проверок в соответствии с полномочиями контролирующего органа и его должностных лиц;
− недопустимость проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими органами проверок исполнения одних и тех же обязательных требований;
− ответственность контролирующих органов и их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля;
− недопустимость взимания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.
Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:
− проверка исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;
− получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения;
− возникновение угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
− нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
− непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
− получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
− знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
− обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.