Учебный центр
ООО МОНОЛИТ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ г.БРАТСК
/// Образовательная лицензия № 11279 от 30.09.2021 /// Аккредитация в МИНТРУД РОССИИ рег. № 8087
ТЕМА 10. Организация обращения с твердыми бытовыми отходами
8 а.час



Коммунальные отходы и их влияние на окружающую среду

В последние годы к отходам потребления относят не только отходы от домовладений, но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

Для указанных отходов часто используется термин «муниципальные отходы».

Муниципальные отходы имеют различное происхождение и различные свойства, однако их объединяет то, что ответственность за их утилизацию ложится на муниципальные власти.

В федеральном классификационном каталоге отходов они выделены в отдельную группу – отходы коммунальные.

Это отходы потребления, образующиеся в домовладениях, уличный и дворовый смет, а также отходы производств, обеспечивающих жизнедеятельности человека в населенных местах.

К коммунальным отходам относятся:

− отходы из жилищ;

− отходы потребления на производстве, подобные коммунальным;

− отходы сплошного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств;

− отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды;

− жидкие отходы очистных сооружений;

− медицинские отходы.

Проблема безопасного обращения с отходами для большинства регионов является приоритетной среди других экологических проблем.

Изменение структуры производства и потребления приводит не только к росту количества образующихся отходов, но и усложняет их состав.

Норма накопления отходов изменяется, отражая состояние снабжения населения товарами, и, в тоже время, она в значительной мере зависит от местных условий.

Согласно сложившейся практике опасные отходы, образовавшиеся в процессе производственной деятельности и не подлежащие переработке, вывозятся для захоронения на полигоны токсичных отходов.

Твердые коммунальные отходы (ТКО), образующиеся в процессе жизнедеятельности населения, считаются безопасными в обращении и вывозятся на свалки бытовых отходов. При этом не учитывается тот факт, что все большую часть в потоке бытовых отходов составляют компоненты, представляющие значительную опасность для окружающей среды и населения.

Попадая на полигон, такие компоненты становятся потенциальным источником загрязнения, представляющим реальную угрозу природе и человеку.

Через отходы, размещенные на полигоне, просачивается 1/3 – 1/4 годового количества осадков. Вода вымывает содержащиеся в отходах токсичные вещества.

Таким образом, в различных направлениях постоянно идет миграция разнообразных химических соединений. Фильтрат содержит широкий спектр компонентов-загрязнителей, таких, как фенолы, роданиды, СПАВ, тяжелые металлы. В фильтратах установлено наличие 58 органических веществ, 33 металлов и 13 одноосновных. У

ровень загрязнений в фильтрате, мигрирующем из тела свалки, в большинстве случаев в 10–20 раз превышает показатели, характерные для бытовых сточных вод. Основное воздействие полигон может оказывать на водные объекты прилегающей территории.

Оно может проявляться в случае попадания фильтрата, скапливающегося в основании полигона, в грунтовые и поверхностные воды территории. Под воздействием фильтрата замещаются первичные породы в зоне водонасыщения, изменяются их физикомеханические свойства.

Интенсивное локальное загрязнение на участках выхода фильтрата испытывают почвогрунты.

Элементы геологической среды – подстилающие полигон и водовмещающие породы – также могут загрязняться при просачивании фильтрата в водоносные горизонты.

За счет распространения загрязнения у жителей, проживающих вблизи свалок, отмечается повышенная заболеваемость, в том числе у детей развивается онкологическая патология. Опасность, исходящая от полигонов захоронения отходов, не ограничивается временем их активной эксплуатации, а сохраняется еще очень длительное время.

Иногда их пагубное влияние через 20–30 лет после закрытия только начинается.

Поэтому сегодня в мире большое внимание уделяется предотвращению попадания опасных компонентов бытовых отходов на свалки. Правовое регулирование обращения с отходами занимает значительное место в политике Европейского сообщества с момента его создания.

В период с 1972 по 1993 гг. было утверждено пять программ действий по защите окружающей среды, что привело к созданию обширного комплекса правовых норм, регламентирующих порядок обращения с отходами. Государственное регулирование при обращении с опасными бытовыми отходами в таких странах как Германия, Австрия, Дания, Финляндия, Италия осуществляется с начала 1990 гг., в США – с 1970 гг. В большинстве стран ЕС перечень опасных отходов, подлежащих раздельному сбору и утилизации, определен законодательно. Для широкого использования населением Агентством по охране окружающей среды (EPA) США разработано Руководство по бытовым отходам, которое содержит перечень опасных продуктов, применяемых в домашнем хозяйстве, и правила обращения с ними.

Многие вещества, входящие в состав отходов, обладают эффектом усиления действия одного вещества в присутствии другого. В результате вредное воздействие отходов суммируется. Суммарная концентрация таких веществ, как правило, превышает предельно допустимую концентрацию каждого вещества в отдельности в десятки, сотни раз. Токсичные вещества проникают в подземную гидросферу с образованием обширных и контрастных гидрохимических полей разнообразных токсических веществ в водоносных горизонтах питьевого водоснабжения.

При хранении все отходы претерпевают изменения, обусловленные как внутренними физико-химическими процессами, так и влиянием внешних условий.

В результате этих превращений образуются сотни новых, зачастую не существовавших ранее в природе веществ, являющихся чаще всего ядовитыми, что позволяет считать свалки и полигоны своеобразным «химическим реактором», производящим отравляющие вещества.

Воздействие отходов на приземную атмосферу состоит в том, что с их поверхности в теплые периоды времени происходит интенсивное испарение разнообразных загрязняющих веществ: ртути, мышьяка и других летучих тяжелых металлов.


Концепция комплексного управления отходами

Проблема экологически безопасного обращения с твердыми бытовыми отходами является чрезвычайно сложной, т. к. она относится ко всем сферам жизни общества.

Решить проблему утилизации и добиться снижения образования отходов невозможно путем простого ужесточения экологических стандартов или внедрения новых технологий. Необходимость учитывать социальные, экономические и технологические вопросы привела к разработке концепции комплексного управления отходами.

Основа концепции комплексного управления отходами состоит в том, что твердые коммунальные отходы (ТКО) состоят из различных компонентов, которые не должны смешиваться между собой, что позволит утилизировать их наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами. Кроме отходов, образующихся у населения, на территориях муниципальных образований образуются отходы медицинских учреждений, предприятий торговли и бытового обслуживания, строительные отходы, которые содержат большое количество опасных для окружающей среды компонентов.

Ответственность за безопасное обращение с такими отходами также лежит на местных властях. Зарубежный опыт показывает, что для успешного решения проблемы при разработке системы управления отходами необходимо придерживаться определенной иерархии. В первую очередь должны рассматриваться мероприятия по сокращению количества образующихся отходов, их вторичному использованию и переработке оставшейся части, и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать, и которые не поддаются переработке во вторсырье.

Под сокращением понимается не только уменьшение общего количества отходов, но и уменьшение их токсичности и других вредных свойств.

Вторичная переработка не только уменьшает площадь, занимаемую полигонами, но и позволяет вовлечь отходы во вторичный оборот, улучшает эффективность мусоросжигания путем удаления из общего потока отходов несгораемых материалов.

В настоящее время разработаны и широко применяются в зарубежных странах эффективные с экологической точки зрения технологии переработки и обезвреживания практически всех опасных отходов.

Мусоросжигание уменьшает объем отходов, попадающих на свалки, и может использоваться для производства электроэнергии. Захоронение на полигонах продолжает оставаться необходимым для отходов, не поддающихся вторичной переработке, несгораемых или сгорающих с выделением токсичных веществ.

Кроме технологических, проблема отходов имеет экономические, социальные и организационные аспекты.

Организационная структура системы управления должна быть экономически эффективной и обеспечивать взаимодействие органов государственного управления, производственного сектора, общественных организаций и населения при решении проблемы отходов, стимулировать развитие и внедрение эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях за счет рыночных инструментов регулирования. Важную роль при организации комплексной системы управления отходами имеет экологическое образование и просвещение населения. Проблема муниципальных отходов может быть эффективно решена только при активном участии местных властей и населения.

К решению проблемы целесообразно привлечь или, по крайней мере, учесть мнение всех заинтересованных сторон, в том числе:

− органы местного самоуправления;

− органы государственного контроля и надзора (Росприроднадзор, Роспотребнадзор);

− руководителей крупнейших предприятий;

– источников муниципальных отходов;

− руководителей специализированных предприятий по утилизации и транспортированию ТКО;

− население и общественные организации;

− средства массовой информации.

Комплексная система управления отходами должна позволить:

− определить политику в области обращения с отходами, учитывающую все специфические особенности региона;

− разработать и создать систему мониторинга отходов, обеспечивающую получение точных данных о количестве и составе отходов, образующихся и накопленных на территории;

имеющихся в регионе производственных мощностях по переработке отходов;

работе сети приемных пунктов и ассортименту материалов, принимаемых для переработки;

потребностях в разработке и внедрении новых технологий переработки; объектах размещения отходов; очагах загрязнения окружающей среды;

− определить приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели, нацеленные на реализацию, в первую очередь, наиболее актуальных малозатратных мероприятий;

− сформировать организационную структуру управления, обеспечивающую комплексный межведомственный подход к утилизации отходов и способную адаптироваться к изменяющимся условиям;

− разработать и реализовать эффективные программы для достижения целевых и плановых экологических показателей;

− определить потребности в обучении лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, и проводить соответствующее обучение.


Сокращение отходов

Как показывает мировой опыт, при организации обращения с отходами в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по их сокращению.

Мотивы для снижения количества образующихся отходов носят, в основном, экологический и экономический характер, хотя приоритеты для разных групп и организаций различны.

Сокращение отходов обеспечивается системой мероприятий, направленных на уменьшение количества и вредных свойств производимых отходов и увеличение доли, которая может быть использована как вторичное сырье.

Значительное сокращение отходов потребления может быть достигнуто за счет уменьшения количества упаковки. Упаковочные отходы являются одним из важнейших факторов загрязнения окружающей среды в Российской Федерации, где ежегодно образуется 140 млн. кубических метров твердых бытовых отходов, из которых только 3 % перерабатывается промышленными методами, остальные вывозятся на полигоны или сжигаются.

Рынок упаковки и упаковочных материалов динамично развивается, темпы его роста в России составляют от 5 до 6 % в год.

Количество отходов может быть сокращено за счет избегания ненужной упаковки и использования той, которую можно вторично использовать или переработать.

Рыночная экономика стимулирует потребителя на частую замену и обновление приобретаемых товаров.

Использование в производстве и сфере обслуживания оборудования и материалов с длительным сроком эксплуатации также способствует сокращению отходов.

При закупке различных товаров следует обращать внимание не только на их цену, но и на их качество и предполагаемый срок службы.

Также необходимо учитывать стоимость их обслуживания, утилизации и модернизации.


Сбор и сортировка

Организация раздельного сбора или промышленная сортировка ТКО являются обязательным условием для их глубокой переработки.

Выделение из общего потока отходов компонентов, не подлежащих захоронению на полигонах ТКО, является необходимым условием экологически безопасного обращения с отходами.

Считается, что выделение опасных компонентов отходов из общего потока ТКО самим населением более приемлемо, чем разделение на специализированных предприятиях по следующим причинам:

– в этом случае, как правило, меньше издержки, налагаемые на городской бюджет и городские власти;

– в решении проблемы муниципальных отходов принимают непосредственное участие те, кто производит отходы

– это считается морально правильным и создает стимул для уменьшения их количества.

В странах с хорошо налаженной системой селективного сбора опасных бытовых отходов, как правило, используется комбинация двух методов.

В первом случае сбор отходов осуществляется муниципальными и специализированными организациями, которые устанавливают специальные контейнеры на площадках для сбора мусора по месту жительства, либо организуют вывоз отходов несколько раз в год в заранее оговоренные сроки или по заявкам населения.

Во втором случае население само доставляет опасные отходы в контейнеры, установленные в магазинах или специально отведенных местах. Организованная таким образом система селективного сбора позволяет практически полностью исключить попадание опасных отходов в места захоронения и переработать либо обезвредить их безопасными для окружающей среды методами.

Кроме того, муниципальные отходы содержат ценные утильные фракции, такие как черные и цветные металлы, пластик, стекло, текстиль, бумагу, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.

Обязательным условием для организации селективного сбора опасных отходов является активное участие населения, которое достигается экологическим просвещением жителей и применением различных экономических стимулов.

По данным некоторых муниципалитетов, введение дифференцированной платы сокращает объем отходов на 18 %.

Результаты эксперимента, проведенного Гринпис России в Санкт-Петербурге, показали, что до 25 % граждан готовы участвовать в сортировке ТКО сразу, как только будут установлены специальные контейнеры и будет проводиться информирование населения, например, через вывешивание плакатов, баннеров или распространение листовок. Участие этой группы людей (т. н. «агентов перемен») позволяет уже на начальном этапе подвергать раздельному сбору от 6 % до 10 % от общей массы отходов, что сразу обеспечивает положительный экономический эффект.

Полный же потенциал участия населения в раздельном сборе оценивается ориентировочно в 75 %.

Но «освоение» этого потенциала возможно только постепенно, через длительную информационную и воспитательную работу, начиная со школ и детских садов.

Опыт стран Западной Европы показывает, что население начинает удовлетворительно сортировать отходы в сред- нем спустя 12 лет от начала целенаправленной работы местных властей в этом направлении.

Сбор и вывоз отходов часто является наиболее затратным этапом всего процесса их утилизации.

Как правило, полигоны ТКО находятся на значительном расстоянии от населенных пунктов.

Экономически выгодным является устройство мусороперегрузочных или мусоросортировочных станций на пути следования мусоровозов от населенного пункта до полигона. Муниципальные отходы доставляются большегрузным транспортом на мусороперегрузочную станцию, где временно складируются, прессуются и вывозятся на полигон бытовых отходов.

Прессование отходов позволяет значительно сократить их объем и в целом уменьшить транспортные расходы.

Кроме того, захоронение спрессованных отходов увеличивает срок службы полигона ТКО и позволяет избежать затрат, связанных с уплотнением отходов на полигоне при помощи бульдозеров. Мусоросортировочные станции обеспечивают сортировку твердых отходов производства и потребления с выделением ценных фракций, пригодных для вторичной переработки, с последующим прессованием до плотности естественных грунтов (1,1–1,2 т/м3) и пакетированием в блоки стандартных размеров. Это упрощает складирование, значительно сокращает транспортные расходы и обеспечивает возврат в товарный оборот ценных вторичных ресурсов общим объемом от 30 до 40 % в зависимости от состава твердых бытовых отходов.

По данным Академии коммунального хозяйства от 70 % до 80 % морфологического состава ТКО представляют собой потенциальное сырье для использования в промышленности (от 35 % до 45 %) или компостирования (от 25 % до 35 %).

Однако сортировка предварительно смешанных и перевезенных в одном мусоровозе ТКО позволяет извлечь из их состава не более 3–10 % вторичных ресурсов.

При этом 92 оказывается невозможным использовать биоразлагаемые (органические) отходы.

Это связано с тем, что при нераздельном сборе и транспортировании происходит загрязнение полезных фракций, в основном, гниющими пищевыми остатками.

Анализ результатов пилотных проектов по раздельному сбору отходов, проведенный Гринпис России, показал, что планирование внедрения раздельного сбора и сортировки отходов в конкретном регионе следует начинать «от конца к началу технологической цепи»:

– прежде всего, необходимо определиться с наличием доступных рынков сбыта каждого вида вторичных ресурсов (макулатуры, стекло- боя, металлов, пластмасс по видам);


– затем надо организовать место сортировки и предпродажной подготовки вторичного сырья

– мусоросортировочного комплекса (МСК) с прессами для пакетирования вторичных ресурсов; до начала раздельного сбора, МСК можно временно загрузить сортировкой обычных, смешанных ТКО;

– только после этого имеет смысл начинать установку спецконтейнеров в домовладениях.


Переработка отходов

К настоящему моменту накоплен богатый отечественный и зарубежный опыт в области утилизации и обезвреживания отходов. Мировой рынок услуг по переработке отходов и очистке почв оценивается в 20 млрд. евро.

На сегодняшний день практически не существует отходов, которые нельзя было бы переработать тем или иным способом.

Разработаны механические, гидродинамические, физико-химические, химические, биохимические процессы, используемые при утилизации и обезвреживании различных отходов: металлолома, в том числе изношенных автомобилей и отработанных аккумуляторов, пластмасс, искусственной кожи, резин, в том числе автопокрышек; текстильных и древесных отходов, макулатуры, отработанных минеральных масел, различных жидких и пастообразных отходов.

Правда, при этом велики расходы энергии и себестоимость переработки.

Именно это сдерживает применение способов переработки и одновременно стимулирует разработку новых экологически и экономически эффективных технологий.

Если проследить процесс вовлечения отходов в хозяйственный оборот в развитых странах, мы увидим, что так же как и в России, сначала в качестве вторичного сырья использовались наиболее доступные ресурсы, легко поддающиеся переработке (черный и цветной металлолом, макулатура), и лишь затем те виды отходов, сбор и переработка которых представляют гораздо большие трудности (пластмассы, электронный лом, стеклобой).

В Российской Федерации практически ко всей массе образующихся коммунальных отходов применяется метод полигонного захоронения.

Это вызвано наименьшими прямыми затратами, однако при этом не учитываются затраты, связанные с обслуживанием полигона и ущерб для окружающей среды.

Кроме того, безвозвратно теряются природные ресурсы и прибыль, которую может дать правильно налаженная переработка ТКО. ТКО по своему составу фактически могут быть разделены на три категории:

1) вторичное сырье – компоненты, которые могут быть переработаны в полезную продукцию с получением прибыли, или, как минимум, с компенсацией затрат на переработку за счет реализации полу- чаемой продукции;

2) биоразлагаемые отходы – компоненты, которые могут быть переработаны в полезную продукцию (компост), но прибыль от ее реализации не может компенсировать затраты на переработку;

3) неперерабатываемые отходы («хвосты») – в настоящее время либо не могут быть переработаны в полезную продукцию, либо затраты на такую переработку слишком велики.

Каждой из категорий соответствуют свои методы переработки и утилизации:

− «вторичное сырье»: выделение из общего потока у источника образования (раздельный сбор), сепарация, дальнейшая переработка;

− «биоразлагаемые»: аэробное или анаэробное компостирование с получением компоста, биогаза, технического спирта и др.;

− «хвосты»: захоронение на полигоне; уменьшение объема (прессование) и временное складирование на полигоне, использование в качестве наполнителей для строительных материалов и др.

Важнейшие преимущества утилизации и рециклинга – экономия ресурсов и уменьшение негативных эффектов, связанных с использованием первичного сырья (загрязнение окружающей среды, потребление энергии и т. д.).


Мусоросжигание

Как альтернатива полигонному захоронению во многих крупных городах (Москва, Смоленск, Нижний Новгород) рассматриваются проекты по сжиганию всей массы ТКО, что принципиально не верно.

Мусоросжигание – это наиболее сложный и «высокотехнологичный» вариант обращения с отходами.

Сжигание требует предварительной обработки муниципальных отходов (с получением так называемого «топлива, извлеченного из отходов»).

При разделении из ТКО необходимо удалить крупные фракции и металлы (как магнитные, так и немагнитные).

Для того чтобы уменьшить вредные выбросы, из отходов извлекают батарейки и аккумуляторы, пластик, листья.

Сжигание неразделенного потока отходов в настоящее время считается чрезвычайно опасным и запрещено практически во всех странах.

Таким образом, мусоросжигание может быть только одним из компонентов комплексной программы утилизации. С

жигание позволяет примерно в 3 раза уменьшить вес отходов, устранить некоторые неприятные свойства: запах, выделение токсичных жидкостей, бактерий, привлекательность для птиц и грызунов, а также получить дополнительную энергию, которую можно использовать для получения электричества или отопления.

Для так называемых установок массового сжигания (производительностью от 100 до 3000 тонн в сутки) капитальные затраты в США колеблются от 80 до 100 тыс. долларов на единицу мощности (тонна сжигаемых отходов в день).

В эту цену не входит стоимость устройств подготовки отходов.

Эксплуатационные расходы составляют около 20 долларов за тонну ТКО.

При выборе вариантов утилизации ТКО следует также иметь в виду, что время, необходимое на проектирование и постройку мусоросжигающих заводов (МСЗ), в среднем занимает 5–8 лет.

егативное воздействие таких заводов в основном связано с загрязнением воздуха, в первую очередь – мелкодисперсной пылью, оксидами серы и азота, фуранами и диоксинами.

Серьезные проблемы возникают также с захоронением золы от мусоросжигания, которая по весу составляет до 30 % от исходного веса отходов, и в силу своих физических и химических свойств не может быть захоронена на обычных свалках.

Для безопасного захоронения золы применяются специальные хранилища с контролем и очисткой стоков.

В России мусоросжигательные заводы серийно не производятся.

Говоря о социально-экономических аспектах мусоросжигания, следует отметить, что обычно строительство и эксплуатации МСЗ не по карману городскому бюджету и должны производиться в кредит либо частными компаниями.

Во многих случаях компания, владеющая заводом, стремится подписать договор с городом, в котором будет предусмотрена обязательная поставка определенного количества и состава ТКО в сутки.

Такие условия делают фактически невозможным осуществление программ вторичной переработки или компостирования, а также другие значительные изменения в методах утилизации. Поэтому строительство МСЗ требует очень тщательной координации с другими аспектами управления ТКО, и к этому варианту целесообразно обращаться только после того, как другие программы уже спланированы.


Захоронение отходов

Захоронение отходов должно происходить на специально организованных полигонах, которые представляют собой комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания отходов.

Они должны обеспечивать защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод и гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» установлены следующие требования к объектам размещения отходов:

1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся эти объекты, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (с 1 января 2010 г.).

В соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на полигоны ТКО принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов III–IV класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (I–II класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов на полигоны твердых коммунальных отходов не допускается.

Твердые отходы лечебнопрофилактических учреждений принимаются в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. При организации полигонов для захоронения отходов важное значение имеют:

− правильный выбор площадки;

− создание необходимых инженерных сооружений;

− порядок заполнения полигона отходами;

− глубина предварительной обработки отходов;

− проведение мониторинга окружающей среды;

− контроль за образованием, сбором и транспортировкой отходов; − контроль за образованием, сбором и удалением фильтрата.

На территории полигона не допускается сжигание отходов, должны быть приняты меры, исключающие их самовозгорание.

Участок для устройства полигона ТКО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны.

Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов.

Допускается отвод земельного участка под полигоны ТКО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы. Полигон состоит из двух взаимосвязанных частей: территории, занятой под складирование ТКО, и территории для размещения хозяйственно-бытовых объектов.

По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТКО.

Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.

Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту.

На полигонах, срок эксплуатации которых менее пяти лет, допускается отсыпка в процессе, на 10 %, превышающая предусмотренную вертикальную отметку, с учетом последующей усадки.

Последний слой отходов перед закрытием полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта.

Особое внимание уделяется выводу полигона из эксплуатации и последующей рекультивации.

Как правило, проект строительства полигона уже включает план мероприятий по рекультивации и экологическому мониторингу закрытого полигона.

Made on
Tilda