Учебный центр
ООО МОНОЛИТ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ г.БРАТСК
/// Образовательная лицензия № 11279 от 30.09.2021 /// Аккредитация в МИНТРУД РОССИИ рег. № 8087
ТЕМА 11. Транспортирование опасных отходов
6 а.час



Организация сбора и вывоза отходов

Переработка отходов предполагает наличие регламентированной системы сбора и доставки отходов к местам переработки.

Организация сбора и вывоза отходов предусматривает следующие технологические операции:

− накопление отходов;

− транспортирование контейнеров с отходами;

− разгрузку и очистку контейнеров;

− доставку чистых контейнеров к месту образования отходов.

Отходы производства, как правило, транспортируются к местам переработки, уничтожения или захоронения с помощью собственных транспортных средств предприятий, производящих отходы.

При этом на большинстве предприятий выполняются операции по брикетированию, пакетированию, прессовке, измельчению и т. п. отходов перед тем, как их транспортировать для дальнейшего использования.

В коммунальном хозяйстве в настоящее время наиболее часто используются две системы транспортирования отходов – одноэтапная (прямая) и двухэтапная.

Одноэтапная система применяется при прямом вызове ТКО от мест образования к объектам по их переработке, уничтожению и размещению.

Двухэтапная – при использовании мусороперегрузочных станций (МПС) или промежуточных пунктов сбора отходов.

При одноэтапной системе доставка ТКО осуществляется собирающими мусоровозами малой и средней грузоподъемности. На полигонах возможна перегрузка отходов из этих мусоровозов в транспортные средства большой грузоподъемности для перевозки на рабочие карты полигона.

Однако чаще всего собирающие мусоровозы без перегрузки доставляют ТКО непосредственно на рабочие карты полигона.

При этом обычно из-за ограниченного фронта приемки отходов на рабочих картах происходит скопление мусоровозов, что является причиной их внутрисменных простоев. Ухудшаются и условия передвижения мусоровозов на рабочих картах, так как они не обладают достаточной проходимостью, часто повреждают шины из-за проколов острыми предметами, входящими в состав ТКО.

При одноэтапной системе транспортировки требуется сооружение временных дорог на полигонах. Передвижение собирающих мусоровозов по рабочей площади полигона ТКО и заход их на рабочие карты нежелательны также по санитарно-гигиеническим соображениям, так как в результате этого возможен вынос загрязнений мусоровозами. Этих недостатков лишена двухэтапная система транспортирования ТКО, которая включает в себя следующие технологические процессы:

− сбор, транспортировку отходов от мест их образования и накопления собирающими мусоровозами на МПС, где происходит их частичная сортировка и подработка с извлечением утильных элементов;

− накопление и перегрузку ТКО в большегрузные транспортные мусоровозы; транспортировку ТКО на полигоны или места уничтожения.

Мусороперегрузочные станции могут применяться и для уплотнения отходов.

В этих случаях более полно используется грузоподъемность транспортных мусоровозов. Основными факторами, влияющими на выбор системы транспортирования ТКО, являются следующие:

− условия образования отходов, которые определяют их количество, морфологический состав и свойства;

− система сбора отходов;

− удаленность мест образования отходов от мест переработки, размещения, уничтожения;

− экономические возможности, которые являются важнейшим фактором, так как расходы на транспортирование отходов составляют значительную часть их стоимости;

− экологическая обстановка.

Периодичность вывоза накопленных отходов, обладающих токсичными, радиоактивными и другими опасными свойствами, регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами. Немедленному вывозу с территории подлежат отходы при нарушении единовременных лимитов накопления или при превышении гигиенических нормативов качества среды обитания человека (атмосферного воздуха, почвы, грунтовых вод).

Перемещение отходов по территории промышленного предприятия должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к территориям и сооружениям промышленных предприятий.

При перемещении отходов в закрытых помещениях следует использовать гидро- и пневмосистемы, автокары.

Для перемещения сыпучих отходов предпочтительно применение трубопроводного транспорта, в первую очередь – пневмовакуумного.

Для остальных видов отходов могут быть использованы ленточные транспортеры, горизонтальные и наклонно-передаточные механизмы, а также внутризаводской автомобильный, железнодорожный транспорт.


Основные требования к транспортированию отходов

В соответствии с законом об отходах производства и потребления (ст. 16) транспортирование отходов I–IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

− наличие паспорта отходов;

− наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

− соблюдение требований безопасности;

− наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования. При транспортировке соблюдаются требования безопасности, предъявляемые к конкретному виду отходов.

Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь отходов и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

Контроль за погрузочноразгрузочными операциями на транспортные средства ведет ответственный работник, назначенный приказом руководителя.

Транспортировка отходов, относящихся к опасным грузам, на отдельных видах транспорта осуществляется на основе действующих нормативных актов («Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», «Правила перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте», «Правила морской перевозки опасных грузов»). В последнее время подготовлен и издан ряд нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты такого типа грузоперевозок на автомобильном транспорте.

Министерствами и ведомствами разработаны специальные требования или правила по обеспечению безопасной перевозки отдельных классов опасных грузов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 372 от 23.04.94 г. разработаны Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены Минтрансом РФ от 08.08.95, № 73).

Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

Определены основные условия перевозок опасных грузов и общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, а также регламентированы взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

Правила учитывают положения и нормы действующих законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в Российской Федерации, а также требования международных конвенций и соглашений, участником которых является Россия, в частности Европейского Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Правила содержат перечень опасных грузов, допущенных к перевозкам автомобильным транспортом.

Предприятия, осуществляющие своим автотранспортом перевозки опасных грузов, должны иметь нормативно-техническую документацию в части обеспечения безопасности этих перевозок, а также соответствующую лицензию.

Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдают органы МВД России.

На транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, устанавливаются информационные таблицы СИО (система информации об опасности), выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные.Классификация и маркировка».

Маршруты перевозок опасных грузов должны быть оформлены в установленном порядке и согласованы с подразделениями ГИБДД МВД России, на обслуживаемой территории которых находятся автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки опасных грузов. Опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в течение 6 месяцев со дня согласования.


Трансграничное перемещение отходов

Под трансграничным перемещением отходов понимается перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств.

Такое перемещение осуществляется в соответствии с требованиями «Базельской конвенции о контроле за трансграничной пере- возкой опасных отходов и их удалением» (Базель, 22 марта 1989 г.), которая ратифицирована Федеральным законом от 25 ноября 1994 г., № 49-ФЗ.Положения конвенции направлены на создание условий, при которых трансграничное перемещение отходов не создает угрозы для здоровья человека и окружающей среды.

«Правила трансграничного перемещения отходов» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2003 г., № 442. Правила устанавливают порядок ввоза опасных и других отходов на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита отходов по ее территории, трансграничное перемещение которых осуществляется по лицензии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации (его территориальных органов).

Made on
Tilda